Хорошая публикация в Harward Business School Online о том, как в период спада готовиться к восстановлению. Вы уже прошли через все этапы оптимизации расходов - снизили затраты, перестали выпускать неприбыльные продукты, избавились от клиентов которые не приносят прибыли, сократили штат и т.д.
Профессор Harvard Business School Джон Квелч предлагает 7 советов для дальнейшего планирования бизнеса:
Сконцентрируйтесь на клиентах с высоким потенциалом. Это все те, кому кризис не страшен. В наших условиях - это могут быть интернет-проекты или производители продуктов питания, если говорить о B2B.
Не рассчитывайте на возврат к норме. Чем дольше и глубже восстановление - тем лучше и постояннее будет их отношение и восприятие. И именно они определят что такое норма. К тому же, изменится конкурентное поле, которое вместе с появлением новых продуктов/услуг заставит смотреть клиентов на ваш бизнес под новым углом. Внимательно слушайте потребителей и согласовывайте с ними свои предположения.
Оцените доверие к своему бренду со стороны желанных вами клиентов. Тут комментарии излишни - никто не понесет свои деньги во время кризиса кому-то, кому не доверяет.
Оставьте фокус на затратах. Большинство производящих отраслей (в отличие от сервисных) поражены глобальной переизбыточности. В сочетании с чрезмерной инвентаризацией в цепи поставок, результатом станет растущее давление на ценовую политику.
Знайте свои преимущества. Вы знаете особые индикаторы, макро или микро, которые позволяют вам ожидать определенного уровня спроса на ваш продукт в ближайшее время. Просто подумайте. Так, например, если парковка в "Мегамаркете" на Горького бесплатная и на ней есть места, а рядом с "Фуршетом" на того же Горького припарковаться нет шансов, то и автомобилистов-покупателей будет меньше, и средний чек тоже будет меньше.
Готовьте сценарии. Как долго продлится кризис, достигли ли мы дна, как будет развиваться далее экономическая ситуация и прочие вопросы остаются делом темным, сиречь непонятным. Но при этом, осуществляя маркетинговое планирование в 2009 и 2010, стоит прислушаться к мудрому совету Питера Друкера: "Стратегия - это ощущение направления, вокруг которого стоит импровизировать."
Не ждите разрешений. Многие компании не спешат начинать реинвестирование до того как Wall Street Journal официально заявит о начале восстановления. Не будьте толпой. Готовьте план восстановления сейчас и дмите на газ как только ваши индикаторы буут свидетельствовать о том, что зеленый свет зажжен.
No comments:
Post a Comment